НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ № 234
13 апреля работал наблюдателем на 234 избирательном участке. Поразила некомпетентность Председателя избирательной комиссии Зибарева М. В. Бюллетени членам избирательной комиссии были розданы без протокола, акта передачи бюллетеней от ТИКа (территориальная избирательная комиссия) УИКу (участковая избирательная комиссия) отсутствовал. Почему сделал такой вывод!? Да потому что все эти документы, наспех составленные, были мне представлены минут через 15 после моего обращения. И написаны они были одной рукой — рукой секретаря нашего УИКа.
Что касается вброса бюллетеней и других грубых нарушений, то ничего такого не было. С КОИБами (комплекс по обработке избирательных бюллетеней) такие штуки не проходят, если, конечно, наблюдатели сидят на своих местах и не спят. Но вот что касается подсчета голосов и оглашения результатов голосования, то здесь нас ждал сюрприз. Получив от машины Протокол об итогах голосования, председатель УИКа со словами «я должен передать данные в ТИК для проверки контрольных соотношений» скрылся в недрах своей служебной комнаты. Напрасно КОИБ взывал cнебольшими паузами к сотрудникам комиссии: «Нажмите… для вывода дополнительных протоколов». Хорошо, что это машина, человеку пришлось бы трудно, т.к. эта дурацкая ситуация сохранялась более 2 часов.
На наши требования ( а наблюдателей было 6 человек), председатель уверенно отвечал: «Я поступаю так, как мне сказали в ТИКе». А как же ст. 68, п. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», в котором четко сказано: «Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва…».
Наблюдатель от коммунистов возмущался очень громко, но как только стали известны результаты голосования (а они стали известны на соседнем УИКе, где бюллетени обрабатывались вручную раньше, — вот такой парадокс), потерял интерес к происходящему и, не дождавшись дубликата протокола, покинул свой пост. Возможно, он заторопился, чтобы не выглядеть ретроградом, услышав мой призыв пойти в полицию и написать заявление о нарушении закона. Его коллега сначала слабо поддержал мой порыв, но вскоре тоже быстро собрался и исчез. Не впервые пришлось испытать горечь от поведения наших людей (причем, молодых, которые казалось бы должны болеть за правду и справедливость).
Всеобщее равнодушие и наплевательское отношение к закону — вот что не дает нашему народу избавиться от тоталитарных подгузников, мешает становлению гражданского общества. Причем столкнулся с этим даже в суде. Не так давно жена попросила отвезти написанное от ее имени исковое заявление. Принимая его работник суда спросила доверенность, я объяснил, что супруге затруднительно было приехать самой по причине большой занятости, и девушка молча начала рассматривать документы. «Ой, а здесь только один экземпляр». Поскольку я появился в суде под закрытие, пришлось ехать домой ни с чем. На следующий день я обзавелся вторым экземляром, опять приехал в суд, но попал в другой кабинет. Девушка, взяв документы, сразу спросила про доверенность.
— Доверенности нет.
— Значит до свидания, — был ответ.
Почему в первом случае мне простили отсутствие доверенности, а во втором — нет. Согласитесь, вразумительного ответа на этот вопрос не получить.
Так и в случае на избирательном участке: председатель комиссии не мог дать вразумительный ответ, а только примирительно высказал после долгих дебатов: «Ну я же вам ни в чем не отказывал, потерпите пожалуйста немного…». Ну как можно было после этого идти с заявлением на него в милицию!? Вот так и живем, прощая друг другу мелкие нарушения закона. А от малого до великого… (окончание знает даже школьник).
Владимир Якусевич, пенсионер, житель г. Дзержинского с 1997 года