Вдогонку ушедшему году культуры.
Мой друг, доцент из Екатеринбурга, в новогоднем телефонном разговоре сказал занятную вещь. Пока, говорит, ваш город называется Дзержинский, нормальной жизни в нем не будет. У вас, говорит, мэров то расстреливают, то вытравливают, то за клоунов держат… Приемчики-то сволочные и известно чьи. Хотите, говорит, чтоб город стал цивилизованным – переименовывайтесь.
Переименовывайтесь, ага. Пробовали уже – дуля с маком! Чекистов велено уважать. Холодное сердце, чистые руки… По локоть в крови, говорите? Зато детишек любил, коммуну вон в монастыре развел, путевки в жизнь бесплатно раздавал. Дзержинский – и точка! И чтоб ни-ни!
Короче, Феликс из железа – топоним навек. По крайней мере, некоторые так думают. Но есть идея. И на мой взгляд, неплохая.
«Только музыка вернет меня к жизни!» — говорил известный дирижер Шниперсон. При чем тут музыка? Объясняю. Людей с фамилией Дзержинский было несколько. И был среди них композитор – Иван Иванович Дзержинский. Заслуженный, между прочим, деятель искусств РСФСР, народный артист. Оперы писал, камерные произведения, музыку для кино, музыкальные комедии. Известная опера «Тихий Дон» — это его. Кто интересуется – в интернете всё есть.
Предлагаю культурному населению считать, что Дзержинский – это композитор, в честь которого и назван наш город. И ведь имя-то какое – Иван Иванович! Наше! Русское! Таким образом, музыка вернет к жизни целый подмосковный город. Заодно со Шниперсоном.
Все же остальные пускай думают, что Дзержинский – это Феликс (подпольные клички: «Переплетчик», «Франек», «Юзеф», «Железный», «Астроном»).
А если кому не нравится композитор Иван Иванович Дзержинский, то на этот случай есть еще и поэт – Леонид Иванович Дзержинский, брат композитора. И не просто поэт, а музыкальный драматург. Вдвоем с братом они сочиняли несколько опер, в том числе и тот самый «Тихий Дон», Леонид – либретто, Иван – музыку. В интернете про Леонида Ивановича тоже написано.
Ну, а если кому-то и поэт не угодит, то есть еще ученый-орнитолог – Феликс Янович Дзержинский. Но думаю, до орнитолога не дойдет.
В общем, город останется Дзержинским, но все будут знать, что это за имя. Семиотика может творить чудеса. И город, наконец, может обрести цивилизованность.
Московская область, муниципальное образование «Городской округ Дзержинский», двести метров от МКАД
Сергей Васильев, 2 января 2015